Считаю важным продублировать эту информацию, выложенную уже на многих тематических сайтах, т.к. она наглядно показывает от куда "растут ноги" бардака в деле увековечивания имен павших воинов. Текст приводится авторский. http://www.soldat.ru/news/936.html
"...Истоки бардака на воинских мемориалах - читаем Директиву ГШ ВС СССР от 04.03.1965 и документ времён войны.
20 ноября 2012 г.
Много лет, уж поболее 30, поисковики задаются одним и тем же вопросом: почему воины, которых они находят на полях боёв и чьё имя удаётся установить по медальонам, наградам, именным вещам, нередко оказываются учтены похороненными на воинских мемориалах - помпезных и не очень, в региональных и районных центрах, а то и в глубинке. Как же так? Он же, родёмый, за 10-100 км от них найден, в лесу или в поле, в окопчике или блиндаже, сброшенным в воронку или оставленным наверху без погребения. И в том, что это именно тот воин, что учтён на мемориале, сомнений, как правило, не возникает. Всё сходится. Поначалу мы думали о том, что в своё время работники военкоматов были командированы в разное время в ЦАМО СССР в Подольск и сколько успели - столько и выписали данных персоналий, погибших в их районах и населенных пунктах. Кого выписали, того и увековечили на мемориалах. Вторая мысль была таковой: МО СССР выпустило Директиву, коей обязало ЦАМО СССР создать для каждого района и города списки потерь в боях за них и выслать их в адреса местных военкоматов по принадлежности.
Действительность оказалась похлеще. Генеральный штаб Вооружённых Сил СССР действительно выпустил 4 марта 1965 г. Директиву, только не для ЦАМО СССР, а для всех военкоматов СССР по... Впрочем, зачем пересказывать текст самой Директивы, что приведён ниже практически в полном объёме? Он ставит все точки над большой буквой Ё и полностью отвечает на следующие вопросы:
а) почему мы находим бойцов в десятках километров от места их официального увековечения?
б) почему в списках на мемориалах значатся в лучшем случае 30-40 % от численности тех, кто действительно погиб в конкретном районе?
в) почему ни в коем случае нельзя доверять спискам якобы погребённых на воинских мемориалах, а опираться в своих розысках исключительно на сведения донесений о потерях войсковых частей и извещений, высланных ими о судьбах воинов родственникам (и то не всегда)?
г) почему в качестве места погребения и увековечения можно и нужно считать именно то место, которое указано в донесении о потерях или в извещении о судьбе воина?
Бардак на воинских мемориалах был запрограммирован сверху, как и всё, что ни деется где-либо. А при исполнении Директивы и чиновнички рангами пониже свои 5 копеек безпорядка (а где и рублей) неизбежно внесли
Если донесения о потерях в/ч в войну составлены всего на 9 млн чел. (см. тут http://www.soldat.ru/news/866.html) из потерянных 19,4 - 20,6 млн военнослужащих, и извещения о судьбах составлены в в/ч в лучшем случае на 40-45 % реально погибших и пропавших без вести, то почему мы должны ожидать того, что работники военкоматов проделали в 1965-66 гг. свою работу по составлению карточек на основании извещений по всем 100 % имевшихся извещений? В войну недоделали документы и недоучли более 50 % л/с, в 1965-66 гг. ещё кого-то в карточках недоучли - и полетели они в города и веси боевой территории СССР как истина в последней инстанции. А истиной-то там и не пахло:
"Директива Генерального штаба ВС СССР N 322/10310 от 4 марта 1965 г.
В целях завершения работы по увековечению имен воинов, павших в боях за Родину, и оформлению могил прошу дать указания военным комиссариатам провести следующую работу:
1. Районным и городским военным комиссарам по извещениям, полученным из воинских частей, лечебных и других учреждений, составить карточки на военнослужащих и партизан Отечественной войны, погибших в боях и умерших от ран. Заполненные карточки выслать к 30.6.65 г. в республиканские, краевые и областные военные комиссариаты.
2. Республиканским, краевым и областным военным комиссарам полученные карточки разослать к 30.7.65 г. соответственно местам захоронения в республиканские, краевые и областные военные комиссариаты для последующей рассылки в районные и городские военные комиссариаты.
Карточки на военнослужащих, погибших, умерших от ран и захороненных на территории зарубежных стран, высылать на рядовой и сержантский состав в Управление укомплектования и службы войск ГШ, на офицерский состав в ГУК МО СССР.
3. Районным и городским военным комиссарам по карточкам уточнить имена погибших, останки которых были перезахоронены в братские могилы, и сообщить их местным органам власти для занесения на памятники.
Надписи на памятниках воспроизводить согласно ст. 149 и 150 "Наставления по персональному учету безвозвратных потерь личного состава Советской Армии в военное время". (приказ ВМ СССР N 0135-51г.).
Пояснение по составлению карточек:
1. Карточки составляются на офицерский, старшинский, сержантский и рядовой состав СА и ВМФ, войск МВД и ГБ, партизан ВОВ 1941-45 гг., воспитанников в/частей, рабочих и служащих, состоявших в на работе в частях действующей армии - погибших в боях, умерших от ран и заболеваний, полученных на фронте, а так же на погибших, тела которых оставлены на поле боя, сгоревших в танках, и самолетах, утонувших при форсировании водных преград, погибших от прямого попадания снаряда (бомбы), если в извещении указан населенный пункт боевых действий части.
2. Основанием к заполнению карточки служит извещение, полученное из воинской части, лечебного учреждения, штаба партизанского отряда и центральных органов, занимающихся учетом персональных потерь.
3. Карточки не составляются на погибших и умерших воинов, в извещениях которых не указано место похорон, на пропавших без вести, если в извещениях и указан район боевых действий части.
4. Заполнение карточки производится в одном экземпляре, с полным указанием данных на погибшего. Заполненные карточки подписываются военкомом и скрепляются гербовой печатью.
5. Наименование населенного пункта, района, области указывать, как в извещении.
При рассылке карточек придерживаться нового территориального деления СССР.
6. В карточке указывать полные Ф.И.О. одного из прямых родственников и его последний адрес.
Если родственники умерли или выбыли в другой район, указать об этом.
7. Полученные карточки от республиканских, краевых, областных военных комиссариатов в рай(гор)военкомате хранить на правах секретных документов и в удобном расположении (алфавиту, местам захоронения и т.д.) для текущей справочной работы. При составлении списков карточки можно уничтожить установленным порядком".
Особенно добивает пункт 3 Пояснений в отношении пропавших без вести воинов, у которых в извещениях всё же указан район боевых действий его в/ч:
"...3. Карточки не составляются ... на пропавших без вести, если в извещениях и указан район боевых действий части". Конечно, по "резонной" мысли составителя Директивы, зачем же заносить на мемориалы в качестве увековеченных погибших тех, кто числится лишь пропавшими без вести? Резонёр ты "наш" хренов!
И крайнее предложение также поражает своей запрограммированной безысходностью:
"При составлении списков карточки можно уничтожить установленным порядком". Была, была ведь возможность в любом районе (городе) боевой территории СССР иметь полные копии извещений на воинов, погибших там, да не сложилась судьба их сохранить в качестве безценного раритета. Директива позволила их уничтожить "установленным порядком", Зная исполнительность наших чиновников не в ту сторону, можно констатировать, что им только дай повод что-нибудь сжечь или сдать в макулатуру - и они используют именно его в полной мере. А вот сделать нечто полезное для всех живущих - нет, кишка тонка. Или прагматичный расчёт слишком толст, чтобы замечать "такие мелочи". И потому до сих пор наш народ пишет-пишет по военкоматам, а там десятки лет отвечают одну и ту же чепуху: "У нас ничего нет, мы всё отдали (потеряли, сгорело, утопло - варианты разнятся)".
И откуда там чему-либо из подлинных или копийных документов взяться? В 1950 г. сначала военкоматы поголовно передали свои учётные документы в ЦАМО СССР (см. тут http://www.soldat.ru/news/902.html), а оттуда они пропали неизвестно куда. А потом в 1965-67 гг. изничтожили и поступившие к ним карточки на воинов, составленные по местам их бывшего жительства согласно извещений о судьбах. Очччень любопытные дела творились и творятся в нашем пока ещё Отечестве. Или нам лишь всё ещё хочется думать, что оно - наше?
Источник сведений и текст Директивы достоверный, однако, приводить его выходные данные мы не будем, дабы пользоваться им и впредь без тех палок в колёса, что подкидывают нам всем своим бурлящим рвением иные чиновники. Достаточно того, что указаны номер и дата Директивы. Страждущие смогут проверить документальность, а нам вполне достаточно того, что внесена ясность по истокам бардака на воинских мемориалах.
Ниже представляем ещё один документ в аутентичном виде (хотя и подкачавший визуально). Но ценность его всё в том же - в информации. Этот документ объясняет - откуда появились на обелисках пресловутые "...и другие" или "... и ещё 5 красноармейцев" и т.п. Всё нам некогда было, всё торопились повоевать да отписаться. А докумекать, что тем самым задали головную боль многим миллионам потомков на десятки лет вперёд, само собой, на это соображалки, когда нужно, не хватило:
В "...и другие" записали миллионы бойцов в войну, а потому после войны к 20-летию Победы потребовался выход Директивы ГШ ВС СССР от 04.03.1965, которую мы разместили выше, дабы все эти нескладёхи военного и послевоенного времени хотя бы топорно расшить и восполнить. Был шанс у чиновников государства как-то оправдаться перед народом за хамское отношение к своим же защитникам, но они свою роль исполнили, как всегда, предельно цинично:
а) увековечили память о погибших по районам и городам только по тем бойцам, на кого было выписано извещение, сохранившееся через 20 лет после войны;
б) не утрудили себя сбором сведений по другим бойцам, о судьбе которых не было выписано в в/ч извещений с указанием района и места гибели;
в) выкинули из возможного учёта пропавших без вести воинов, у кого в извещениях был указан район пропажи без вести (эти данные можно было вполне оставить в РВК боевой территории для справочных целей);
г) уничтожили карточки-копии извещений после составления мемориальных списков, в результате чего на памятнике и в легенде к нему имеются только ФИО, год рождения, звание, дата гибели, и то - не по всем позициям и бойцам; как следствие - при отсутствии уничтоженной исходной карточки, что была составлена на воина по извещению о его судьбе, уточнить биографические данные при их совпадении с кем-то уже не представляется возможным.
И свидетельством всем этим словам являются десятки тысяч куцых и почти ни на что не годных "паспортов воинских захоронений" РФ и некоторых бывших республик СССР, что ныне оцифрованы и размещены в ОБД "Мемориал", и которые паспортами назвать язык не поворачивается. Это не паспорта, это отписки-отмашки: "Нате, другого у нас ничего нет. А почему нет - и не знаем, и знать не хотим".
Зато мы теперь знаем - кто чего стоил и как жил. Над нами посмеиваются за рюмками дорогих коньяков, попиваемых в прикуску к сигарам: "Дураки гороховые, вечно лезут куда ни попадя да роют, где не приколочено. Уж и когда уймутся, следопыты-недотёпы".
Слова эти вражеские. Потому что только враг может столько лет так методично и расчётливо уничтожать свой народ и память о нём. И только враг может делать вид, что ничего похабного и мерзкого в этом нет. А с врагами разговор короткий. Во всяком случае был в войну. Не так ли?..."
В дополнение :
http://olenino.forumssity.ru/viewtopic.php?id=107
2.1. В период 60-70-х гг. в СССР на территориях боевых действий
были проведены масштабные лесоустроительные и планировочные работы.
Начало им было положено до сих пор секретным Постановлением Совмина
СССР, предписывавшим следующее:
а) зоны ожесточённых боёв,
характеризующиеся большими потерями личного состава с обеих сторон,
вблизи крупных городов надлежало передать для обустройства вновь
созданным садово-огородническим товариществам (кооперативам);
б)
такие же зоны при отсутствии рядом крупных населённых пунктов (посёлков и
крупнее) предписывалось распахать и засеять хвойными породами леса.
2.2. Лишь некоторые территории были объявлены мемориальными зонами,
например, Синявинские высоты восточнее Ленинграда, Солдатское поле под
Волгоградом. Это исключение из правила.
2.3. В Минобороны СССР были
составлены карты и планы территорий боевых действий, которые необходимо
было "рекультивировать" подобным образом, а также исторические
обоснования (пояснительные записки, рекомендации, инструкции). Также
Минобороны должно было произвести разминирование территорий и вывоз
остатков крупной техники.
2.4. Карты и планы вкупе с инструкциями
по каждой территории были переданы в Министерство лесного хозяйства
СССР, которое предписало своим подчинённым организациям в регионах
принять к исполнению данное мероприятие. На местах проведением работ
занимались как земельные комитеты, так и управления лесного хозяйства
под руководством облисполкомов.
2.5. Для реализации намерения
должны были быть истрачены сотни миллионов рублей, если не миллиарды,
поскольку масштаб работ охватил площадь от Карелии до Кавказа с севера
на юг, от Рязанской области до Бреста с востока на запад, включая
Украину и Прибалтику.
2.7. Именно в это время как грибы после дождя
начали расти дачные поселки в окрестностях крупных городов. Например,
восточнее Ленинграда такие посёлки появились в районе севернее и
восточнее пос. Мга, на южном побережье Ладожского озера, у оз.
Синявинское и в других местах. Всё это зоны исключительно кровопролитных
боёв периода 1941-43 гг. За прошедшее время неоднократно на многих
дачных участках были найдены останки воинов.
2.8. В это же время
проведены посадки хвойных пород деревьев на местах боёв у деревень
Мясной Бор, Красная Горка, Смердыня, Гайтолово, Гонтовая Липка,
Келколово, Мустолово и многих других в Ленинградской и других областях.
Плуг шёл прямо по останкам воинов, распахивая их на многие метры. При
нахождении именных вещей они могли передаваться в органы военного
управления так же, как это делалось при проведении разминирования
территорий. Возможно, именные данные воинов по инстанции представлялись в
архив МО СССР.
2.9. Каждое действие должно было быть
задокументировано на уровне органов исполнительной власти, земельных
комитетов, управлений лесного хозяйства, органов военного управления
районов и регионов. Таким образом, отчётность по затраченным средствам и
выполненным объёмам работ может насчитывать многие десятки томов,
учитывая масштаб работ в целом.
2.10. Если на территориях дачных
участков их владельцы уже смирились с тем, что живут фактически на
кладбищах, то засаженные елями и соснами безлюдные территории могут быть
исследованы профессионалами. Во многих местах эти площади уже
обследованы, но далеко не везде, поскольку раньше в эти места не
пускали, а потом опустение деревень привело к зарастанию местности и
выходу сельских дорог из строя. Знать об этих местах могут только
старожилы, коих почти не осталось.
2.11. Кроме того, в
централизованном порядке производилась запашка линий обороны, воронок,
блиндажей на бывших полях боев. Эти факты также не могли пройти без
следа в местных и центральных архивах.